(499) 947-03-86
(968) 622-33-96

ХОСПИС МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ


Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, в 1909 году, когда она купила в самом центре Москвы, на ул. Большая Ордынка, усадьбу с четырьмя постройками и обширным садом.

Марфо-Мариинская обитель не была монастырем в полном смысле слова. По замыслу Елизаветы Федоровны, обитель должна была оказывать комплексную духовно-просветительскую и медицинскую помощь всем нуждающимся. На территории обители располагался приют для бездомных, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. Сестры обители занимались благотворительной работой, а сами получали серьезную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Лекции и беседы с ними проводили лучшие врачи и духовники Москвы. В обители раздавали еду, устраивали неимущих в больницы, уговаривали нищих, пьющих и прочих людей, не имеющих возможность нормально содержать детей, отдавать их в приют. Этим детям обитель давала воспитание, уход, кров, помогала получить образование и профессию. В обители была создана прекрасная аптека, где некоторые лекарства раздавались совершенно бесплатно.

На территории обители находится целый комплекс прекрасных зданий и сооружений. По заказу Елизаветы Федоровны в центре обители, по проекту Алексея Щусева совместно с Б. В. Фрейденбергом и Л. В. Стеженским, до 1912 года был возведен великолепный центральный Соборный (Покровский) Храм Марфо-Мариинской обители.

Марфо-Мариинская обитель

Храм, а потом и часовня, выполнены в стиле русского модерна, с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Оформлять храм великая княгиня пригласила М. Нестерова, его ученика П. Корина, скульптора С.Коненкова. И получился шедевр.

После революции обитель некоторое время существовала, но окончательно в своей главной ипостаси, как обитель милосердия, перестает действовать в 1926 году.

В 1992 году комплекс Марфо-Мариинской обители постановлением Правительства Москвы передан Московской Патриархии. В 2006 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при обители была создана социальная служба.

Сейчас в обители действуют:

  1. Медицинский центр "Милосердие" по реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП от 3-х до 23-х лет
  2. Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия
  3. Центр добровольческой службы "Милосердие"
  4. Елизаветинский детский дом для девочек-сирот
  5. Елизаветинская гимназия
  6. Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  7. Группа дневного пребывания для детей-инвалидов
  8. Летний лагерь для детей-инвалидов
  9. Курсы для беременных женщин "Я не одна"
  10. Школа "Милосердие"
  11. Выездная служба детского хосписа
  12. Проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона
  13. Мемориальный музей св. Елизаветы Федоровны

В обители постоянно работает благотворительная столовая и патронажная служба. Сестры обители работают в различных больницах, госпиталях.

Все выше написанное показывает, сколь ответственна, непроста и тонка стояла задача перед художниками, которым доверили оформить две большие палаты в помещении детского хосписа. Непременно хотелось отметить очень качественное и полное наполнение этих палат: от мебели и спецоборудования до холодильников, плазменных панелей, до симпатичных потолочных светильников, бра и хорошей сантехники. Достойная цветовая и графическая гамма керамической плитки санузлов. Спокойный и оптимистичный (насколько возможен этот термин в помещении хосписа) колорит штор на окнах, цвет покрывал кроватей и диванов, нежная окраска нижней части стен обеих палат - всё это указывает на то, что выбор был неслучайным, на профессиональную работу архитектора.

В одной из палат архитектор предложил свой вариант "акварельной", местами крайне "туманной" росписи стен с изображением добрых зверят: лиса с лисятами, пара зайчиков, олень с оленихой и олененком.

Роспись стен в палате

Сложность выполнения для художников заключалась в нахождении компромисса в натуралистичности их поз и положений в пространстве росписи и в просьбе архитектора оставить им некую "мультяшность" при абсолютно "акварельном" заднем фоне росписи. Надо отметить, что мультяшность необходима в данной реальной ситуации (палата предназначалась для самых маленьких пациентов), но надо было выдержать баланс изобразительных средств. Кроме этого, художникам пришлось достаточно своеобразно расписать задний план, не только сохранив его лёгкость, но и придав ему некоторую материальность, что позволило создать единое изобразительное пространство, несколько видоизменив некоторые детали эскиза, но развив его главные составляющие уже как декоративной стенной росписи.

В другой палате стены (на 0,8 м от пола) и потолок были покрыты росписью в стиле аэрографии. В таком размере роспись аэрографией требует особой тщательности в проработке, что, естественно требует достаточно много времени, чего у художника, выполняющего роспись в этой технике, не было совсем, по всей видимости. В результате, смазанность границ, равномерность в проработке объемов, равнодушие и равномасштабность в цветовом и графическом решении. Все это создавало в палате тоскливое, сильно осеннее настроение невеселого сна. В дополнение к вышеперечисленному сам язык росписи и полное отсутствие чего-либо живого в изображении создавало впечатление застывшего навсегда мира. Заказчик, понимая это, попросил художников внести новые элементы в стенопись, не переписывая её целиком. И тогда это мёртвое пространство ветвей и стволов "заселили" множество разноцветных летящих, сидящих, поющих и свистящих птиц - получился настоящий райский сад.

Роспись стен в палате

На скучную и безликую скамейку вскочил весёлый кот, следящий за птицами хитрыми глазками. А на некогда пустынном "лунном" пляже теперь резвятся забавные кролики, словно прискакавшие сюда из старинных английских сказок.

Роспись стен в палате

Все эти камерные, но достаточно многочисленные изменения в нужных местах по всей поверхности старой росписи позволили художникам решить задачу: интерьер палаты стал тёплым, дружелюбным, живым.



>> Вернуться к списку



››
››
››